Школа-лицей № 320

 

 

 

Анисимова Елена Петровна


Преподаватель музыки и мировой художественной культуры.

Проекты и презентации
1. "Культура 21 века между прошлым и будующим. Музыка, как форма протеста и мода". Научна конференция 2008 год.

2. "Музыка на рубеже веков". Научна конференция 2007 год.

Конкурсы и выступления
1) Фестиваль "Москва-душа России" (2007г.)

2) Фестиваль "Эстафета искусств"(ежегодо)

3) Окружной конкурс "Театральный олип" (ежегодно)

4) Новогдние муыкальные представления (ежегодно)

5) День лицеиста

6) Выступление с музкальной композицией на окружной библотечной конфренции (2007г.)

7) Музыкальная копозиция к 100 летию Н. Носова "Наш Носов"(2008г.))

8) Музыкальная композиция в рамках открытых интегрированных уроков МХК и литература "Девичьи посиделки"(2008г.)

8) Выступление школьного литературно-музыкального объединения старшеклассников на торжественной церемонии вручения высшей общественной награды России ордена "Гордость России" вХраме Христа Спасителя.

Статьи и публикации

1) «Формирование творческой активности школьников» (из опыта работы школы) Москва 2006, ISBN 5-7017-0921-3. Статья «Творческое развитие детей на уроках музыки».

2) «Дороги, которые мы выбираем» - составитель Ю.С. Котельников. Посвящается 50-летию школы-лицея №320, 15-летию со дня открытия лицейских классов. Москва 2006. ISBN 4-67446-495-2. Статья «Учитель-это призвание».

3) «Мы дети твои, Россия!»- составитель Ю.С. Котельников. Тула-Москва 2005. ISBN 5-93869-047-1. Статья «Песня начинает звучать».

4) Книга «Стучимся в ваши сердца» - составитель Е.П. Анисимова. Сценарии литературно-музыкальных композиций, нотное приложение, статьи учителей, в которых представлен взгляд учителей гуманитарного цикла на некоторые аспекты развития творческой активности школьников. Издательство ООО «Геопресс», г.Москва, 2008. ISBN 978-5-91599-003-5. Презентация книги прошла на 10 научно-практической конференции

Творческое развитие детей на уроках музыки

Творчество…есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, как ум, как все нравственные свойства человека, и, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое. Ф.Достоевский
Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного. Р.Тагор

Известно, что у школьников ярко проявляется творческое начало, они очень хорошо передают интонации, подражают, легко воспринимают образы в сказках, историях, песнях, музыкальных произведениях. Детям вообще свойственна активность, вера в свои таланты и творческие возможности. Все это и есть ценный источник творческого развития школьников. А творчество активизирует память, мышление, внимание, целеустремленность, что пригодится во всех видах деятельности.
В музыкальном творчестве ведущую роль играет сочетание эмоций с мышлением, абстрактного и конкретного, творческого воображения. Творчество ребят связано с какими-то самостоятельными действиями, с умением пользоваться всеми известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками и умением применить их в разных видах музыкального творчества.
Это как раз и носит развивающий характер.
Конечно, детское творчество на уроках музыки не высокое искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Но этим оно и ценно, потому что ребята сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Вообще, у самых даже младших школьников творческое начало может проявляться в пении простых мотивов, которые часто возникают в сочинении мелодии на предложенный учителем текст. Также можно предложить воспроизвести голосом несложные мотивы разного характера в жанре марша, польки, вальса. Еще можно под музыку найти выразительные движения, передающие различные настроения произведения, можно пробовать создать ритмическое сопровождение на шумовых инструментах к пьесам для слушания музыки. Можно предложить ребятам дать оценку услышанной музыке, исполнить песню с какими-то элементами собственной интерпретации.
Общаясь с музыкой, на уроках все должно быть пронизано творческим началом. А проявляться оно должно не только в суждениях о музыке и интерпретации произведения, но и в собственном творчестве (сочинениях мелодий, подголосков к песням). Конечно же, к творчеству ребят нужно подготовить. И самое первое здесь – это обогащение музыкальных и каких-то даже жизненных впечатлений. Например, знание сказок, стихотворений, народных обычаев, героев книг создает какую-то основу для проведения музыкальных игр. Обогащаются слуховые впечатления учащихся, появляется заинтересованное отношение к музыке. Необходимо предлагать детям сравнивать несложные музыкальные произведения, песни, сходные, например, по ритмическим оборотам, интонациям, но разные по настроению.
В дальнейшем можно уже подойти вплотную к творческим действиям. Вначале сам учитель должен показать пример: после совместного анализа песни он вслух может продумать план ее исполнения и при этом объяснить целесообразность того или иного творческого решения. Можно на примерах хорошо знакомых песен объяснить и дать почувствовать детям, как сочетание одних и тех же ступеней лада позволяет создавать разные музыкальные образы и что характер музыки зависит как раз именно от выбора средств музыкальной выразительности. На основе полученного от учителя опыта ребята в дальнейшем будут пробовать сочинять сами.
Эта подготовка учащихся к творческой деятельности имеет очень большое значение. Ведь чтобы придумать варианты напева, они должны обладать достаточным ритмическим и интонационным опытом, который должен формироваться постепенно и последовательно. Еще ребята должны понимать, какие комбинации элементов мелодии возможны, чтобы сочинение было интересным и законченным. Поэтому необходимо вначале освоить как следует поэтический текст, его ритмику, строение мелодии. И конечно же, самое активное средство развития творческой деятельности учащихся - творческие задания. Их выполнение во многом зависит от увлеченности учителя, способности участвовать в сотворчестве. Учитель должен пробудить у учеников интерес к творческим действиям, создавая определенные ситуации. К примеру, предложить творческие задания в форме игр. Это могут быть игры, направленные на развитие чувства лада и ритма (импровизировать окончание музыкальных фраз, найти в произведении выразительный мотив, характеризирующий музыкальный образ, сделать перестановку ладовой интонации). Особенно младшим школьникам нравятся ладовые и текстовые импровизации. Урок музыки я всегда начинаю с музыкального приветствия.
Именно с него начинаются элементы творчества. Например, в музыкальном приветствии на ступенях мажорного или минорного трезвучия:
- Учитель поет: «Прозвенел звонок!» (в мажоре)
- Дети отвечают: «Добрый день!» (в мажоре).
Варианты ответов: «Зимний день!» (мажор-минор по выбору), «Солнечный день!» «Дождливый день!» (здесь не только лад, но меняется и структура мелодии, нужно добавить звуки в мелодию. Далее можно передать на ударных инструментах ритмический мотив приветственного диалога учителя и детей.
В игре «Если бы мы были композиторами» можно выбрать инструменты для сопровождения пьес «Болезнь куклы», «Шествие гномов» (учитель играет на фортепиано, а школьники аккомпанируют на выбранном инструменте, передавая пульсацию долей) «Сыграть»загадку на ритмических инструментах и сочинить к ней ответ. Например, загадка: «Кто в лесу поет ку-ку?» Ответ: «Кукушка». Причем можно немного усложнить игру, первый раз ответить в форме ритмического мотива на инструменте, а второй – тот же мотив плюс словесное пение.
Игра с придумыванием «перестановки» услышанного ритмического мотива. Учителю нужно сначала самому показать пример. Далее можно переходить постепенно на «перестановки» нескольких тактов, музыкальных предложений. Здесь уже дети знакомятся с принципами вариационности и формы.
Конечно, все творческие задания выполняются в определенной последовательности. Например, чтобы найти выразительные движения, соответствующие музыке, ученики сначала слушают произведение, затем вместе с учителем выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно (можно обдумать индивидуально) и дополняется. В итоге – выразительное и интересное исполнение сочинения.
На начальном этапе музыкального воспитания важно сочинение выразительных попевок, песен на ограниченном количестве ступеней. Процесс сочинения не исключает элементов импровизации. Творчество способствует развитию музыкально-образного видения, является важным для музыкального и общего развития ребенка. Учителю нужно уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях. Нужно сказать, что вначале успешнее всего школьники справляются с творческими заданиями, связанными с движениями под музыку и игрой на простейших музыкальных инструментах. Потом свои «сочинения» (интонации, ритмическое сопровождение к пьесам, песням) обдумывают, совершенствуют и выразительно повторяют.
Те трудности, которые дети испытывают при выполнении творческих заданий в пении (отсутствие координации между слухом и голосом) постепенно устраняются. «Непоющие» дети могут больше проявлять свои творческие возможности в движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а поющие – в пении. Главное, чтобы учитель использовал на уроке самые разнообразные по видам деятельности творческие задания.
В работе над песенным материалом также возможны творческие задания. Например, сочинить ритмическое сопровождение, вступление, выбрать инструмент, звучание которого соответствует характеру произведения. Очень интересно у нас в школе проходят конкурсы инсценированной песни. Важно уже на начальном этапе осознанно сделать выбор той или иной песни, грамотно подойти к разучиванию мелодии, выбрать средства музыкальной выразительности, чтобы содержание и форма были едины. Продумать до мелочей постановку, костюмы и т.д. Во всех случаях дети должны обосновать свой выбор и замысел. Разнообразные по форме творчества задания необходимо включать в урок систематически, с начальной школы, с 1-го класса. На музыкальных уроках важно создавать каждому ребенку условия для активного проявления себя в творчестве. А радость творчества развивает эмоциональную отзывчивость на музыку.
Конечно, учителю необходимо заранее отбирать музыкальный материал для урока, который поможет сформировать конкретные музыкальные навыки, привлекать учащихся для показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности. Обязательно различным образом самому импровизировать!
Музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес, воздействуя на ребенка. Ведь всю гамму человеческих чувств, переданную в музыке – радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание, учитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать.
Преподавателю нужно создать все условия для того, чтобы учащиеся эмоционально откликнулись на музыку. Только потом подвести их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. Благодаря этому произведение окажет более сильное воздействие на чувства и мысли ребят. У них формируются навыки культурного слушания: слушать произведение до конца и в полной тишине (младшим школьникам я предлагаю закрыть глаза и представить себе некий музыкальный образ), умение рассуждать о музыке достаточно грамотно с музыкальной точки зрения.
Я считаю, что учитель музыки разными средствами должен стремиться внести радость в общение детей с музыкой, а это во многом зависит от используемых на уроках произведений. Они должны быть художественно ценными (конечно же, классическая музыка), образными и увлекательными, к тому же близкими детям по содержанию, доступными по языку. Ведь каждый ребенок особый по своему внутреннему миру, по своим интересам. Но в определенном возрасте детей объединяют и общие увлечения. Что касается музыки, то младшие школьники с удовольствием слушают веселую и жизнерадостную музыку. Любят произведения и героической тематики, и конечно, музыкальные сказки. Прежде всего, привлекательны пьесы, которые выражают их детский мир с яркостью образов, простотой и ясностью языка и формы. Это произведения П.Чайковского «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», С.Прокофьева «Прогулка», «Сказочка», Р.Шумана «Смелый наездник», Д.Шостаковича «Вальс-шутка».
Школьников постарше больше интересуют образы героической тематики прошлого и настоящего, музыка разных народов. Например, они с удовольствием слушают мужественную музыку Л.Бетховена (предварительно нужно побеседовать с ними о жизненном и творческом пути композитора). Их привлекают образы борющегося героя и враждебного ему рока в Пятой симфонии Л.Бетховена. Ученики в первую очередь проявляют интерес к произведениям, выражающим сложный внутренний мир человека. Старших привлекают образы любви (например, в симфонических произведениях П.Чайковского), идеи торжества гуманизма над враждебной силой в симфониях Д.Шостаковича. Особенно остро ребята чувствуют музыку ХХ-ХХI века с ее своеобразным ритмом. Конечно, предлагая музыкальный материал, важно учитывать пределы их слухового внимания. На своем опыте я лишний раз убедилась, что дети 6-7 лет внимательно слушают музыку одну - полторы минуты, в 3 классе можно увеличить до 3-х минут, далее постепенно дети постарше концентрируют внимание на звучании музыкального образа до 4-5 минут, а в старших классах до 8-10 минут.
По-разному можно подготовить школьников к эмоциональному восприятию музыки. Это и вступительное слово учителя, и использование произведений других видов искусств. Вообще о музыке рассказывать трудно. Для вступительной беседы важно найти образные сравнения, яркие эмоциональные выражения, к примеру, объясняющие идею симфонии или глубину человеческих чувств в сонате. Иногда нужно подобрать отрывки из поэтических и литературных произведений. Это способствует созданию эмоционального настроя, необходимого для восприятия произведения, вызывает интерес к нему.
Что касается школьных музыкальных праздников, то их спецификой является то, что их стержнем является особый вид искусства, звучащий, который требует предварительной подготовки (достаточно сложной) и конечно же, технической оснащённости.
Если учителю нравится творчество Бетховена и он будет им восхищаться, то что толку с этого, если дети никогда не слышали его музыку? Надо, чтобы дети не только прослушали его музыку, но и прочувствовали ее, оценили и запомнили. И здесь очень важно, чтобы музыка была представлена слушателям в так называемом «живом исполнении», т.е.педагог должен сам сыграть ее, либо кто-то из школьников или специально приглашенный исполнитель. Ведь никакая самая лучшая лазерная звукозапись не заменит «живого» звука, не заменит музыки, возникающей сиюминутно. Ученики могут видеть руки исполнителя, наблюдать за его жестами, невольно проникаться его состоянием одухотворенности.
Как-то к нам в школу пригласили выступить детей из музыкальной школы с концертом. Пока шла вступительная беседа, среди зрителей не прекращалось балагурство. Но вот на сцену вышел ансамбль скрипачей, и в зал полились звуки серенады. Словно по мановению волшебной палочки, внезапно зал затих, и установившаяся тишина звучала до самого окончания пьесы. Эта встреча со скрипачами оставила яркое впечатление у ребят, которым они потом поделились со мной на уроках музыки. И теперь каждый год ребята из музыкальной школы им. Рубинштейна у нас желанные гости.
Безусловно, в условиях школы не каждое музыкальное произведение можно представить «вживую». К примеру, если дети знакомятся с драматургией и особенностями какой-либо оперы, то немыслимо будет исполнить все имеющиеся в ней вокальные партии и симфонический аккомпанемент. В лучшем случае, учитель может попробовать спеть доступные его голосовым данным партии, но аккомпанемент все равно останется фортепианным, а не оригинальным оркестровым.
К примеру, рассказывая о творчестве П.И.Чайковского и о красоте музыки его балета «Щелкунчик», учитель может наиграть на фортепиано основные лейтмотивы. Однако совсем другое впечатление останется у детей, если у них будет возможность посмотреть балет в видеозаписи или (для более младшего возраста) можно продемонстрировать отрывок из мультфильма «Щелкунчик», который создан полностью на музыку балета, в нем нет даже ни одного слова. Конечно, редко можно провести музыкальный вечер без помощи техники, но если подходить к этому творчески, то нет непреодолимых границ. И очень хорошо, если руководство школы относится к деятельности учителя с пониманием.
Нельзя забывать и обязательно необходимо обращаться к самым истокам русской музыки, к старинным песням, сопровождавшим важные события в жизни людей. Это плясовые и хороводные песни, фольклорные свадебные, трудовые, песни-плачи. Ещё один вид народной музыки, может быть немного забытый, как колокольные звоны. Здесь важно подчеркнуть значимость народной музыки в творчестве композиторов-мелодистов – М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, Э.Грига. Эти композиторы черпали вдохновение именно из народной музыки. Рассказывая о композиторах, можно выбирать различные формы – диалоги, инсценировки, красочные информационные сообщения. И, конечно же, главное здесь – это сама музыка. Обязательно нужно заранее подготовить звуковое «сопровождение» урока: записи произведений или их отрывков в нужном порядке.
Конечно, иногда приходится слышать возражения: «О какой музыке может идти речь! Да эту музыку дети сейчас и слушать не захотят!». В этом есть доля истины, ведь на детей, «благодаря» средствам массовой информации, просто валом обрушиваются хаотичные потоки звуков. Этот хаос когда-то очень точно охарактеризовал замечательный детский композитор-педагог Д. Б. Кабалевский, назвав его «музыкальным мусором». Конечно же, и в современной «легкой» музыке есть достаточно хорошего качества, со вкусом и без пошлости написанные образцы. Здесь важно объяснить детям и научить их разбираться, где автор был искренен в своих чувствах, а где музыка, написанная для коммерческого мимолётного успеха и привлечения внимания к собственной персоне. Такая музыка не затронет глубины души.
Порой бывает очень трудно переключить детей от чисто развлекательной музыки к той, что требует некоего напряжения и в первую очередь знания для своего осмысления. Но личная работа все-таки убедительно доказала: при долговременном терпении и упорстве преподаватель вполне в состоянии и должен увлечь детей музыкой нравственной, благородной, очищающей и просветляющей. Здесь самое важное - не отмахиваться и не забывать об этой насущной проблеме. Говоря образно, нужно найти протянутую ниточку и из неё постараться намотать клубочек.
Конечно же, одним из самых нужных и полезных видов деятельности в нашей школе в плане творческого развития детей старшего возраста является литературно-музыкальное объединение старшеклассников под руководством нашего директора Котельникова Юрия Семёновича, литератора и историка. А ещё помогает нам в этом преподаватель МГОУ Кунарёв Андрей Александрович, также литератор и историк. Вот уже несколько лет осуществляются замечательные авторские театральные композиции с драматическим сюжетом, прекрасными стихами и, конечно же, песнями. О чём они говорят? О вечных темах человеческой жизни: о любви, дружбе, верности, о горечи потерь, о войне... Сложность заключается в том, что каждый год обновляется состав группы т.к. ребята заканчивают школу и ряды пополняются новыми актёрами. На смену приходят новые таланты и процесс творчества продолжается...
Поначалу создаётся основа композиции – сюжет, текст, стихи. Всё это нужно научиться правильно декламировать, выучить. Затем продумывается музыкальный материал – подбираются песни, которые помогут более эмоционально выразить и прочувствовать сюжет. Работа над музыкальным материалом начинается параллельно. Здесь не обязательно исполнять всю песню целиком, можно спеть эпизод, отражающий основную мысль или наиболее эмоциональный по контексту, но главное – добиться нужного звучания голоса и оттенка интонации, слаженного пения вокального ансамбля. Вот где понадобятся навыки, приобретённые на уроках музыки!
Далее начинается работа на сцене. Вот здесь приходится не жалея сил и времени оттачивать мастерство движения, работать над голосом и интонацией. Это тяжёлый труд как со стороны руководителей, так и со стороны ребят. Бывает, приходится повторять десятки раз одну и ту же фразу, добиваясь на первый взгляд незначительной совсем разницы в звучании интонации, в исполнении того или иного жеста, движения. Но ещё никто из ребят не отвернулся и не ушёл, бросив в сердцах, дескать, зачем мне это надо! Ведь некоторые ребята приходят порой не осознавая, какая ответственность на них возлагается и какая серьёзная работа и огромный труд их ожидает.
Проходят первые репетиции и вот здесь (что очень важно и ценно!) начинается процесс сотворчетсва, когда в работе возникают новые идеи, мысли, возникает совершенно неожиданный поворот в сюжете, в движении. Ребята подсказывают новые идеи, спорят, доказывают – одним словом, творят! Ведь очень важно донести до зрителя замысел, эмоциональный накал, чтобы ни один человек в зале не остался равнодушен! Конечно же, в зале слушатели любого возраста искренне откликаются и сопереживают. Когда ребята поют знакомые песни, в зале подпевают с удовольствием, приобщаясь к действию. Слушатели замирают и ловят каждое произнесённое слово, боясь что-либо пропустить т.к. действие всегда очень динамичное, стремительное. Часто видишь на глазах слёзы не только у ветеранов, но и у молодых людей. Иногда и я не в силах сдержать эмоции, сидя за инструментом. Немалая роль в этом отводится музыке как наиболее эмоциональному виду искусства. И не только в песнях, исполняемых актёрами, но и в музыке, которая сопровождает действие, либо выступает фоном для текста. Чего только стоит музыка В.А.Моцарта (Реквием, «La crimozа») в финале композиции «Строка, оборванная пулей»! А музыка И.С.Баха в композиции «Сердца моего боль», которая вместе со стихотворным текстом стократно усилила кульминацию! Помню, как однажды, после выступления перед ветеранами, подошли за кулисы две старенькие бабушки, участницы Великой Отечественной войны, и, со слезами на глазах, отдали ребятам с благодарностью свои цветы, при этом повторяя, что в то непростое военное время именно так всё и было, как показали, рассказали и спели ребята, что они будто перенеслись во времена своей молодости и в этой истории узнали сами себя... Нельзя также забыть тот единый порыв на одном из выступлений, когда в конце постановки весь зал встал, почтив память погибших на войне и замер в молчании… Думаю, ребята понимают, что это многого стоит, и что ради памяти наших дедов они не пожалеют ни времени, ни сил! А однажды на конкурсном исполнении композиции «Сердца моего боль» сами члены Жюри стали подпевать ребятам, услышав песню А.Макаревича.
Сейчас часто слышишь рассуждения о том, что наша молодёжь безразлична, черства и безрассудна, не умеет сочувствовать и сопереживать, ей не знакомо чувство патриотизма и т.д. Это не так. Глядя на ребят нашей школы, знаешь, что они никогда не бросят в беде и всегда придут на помощь. Если потребуется, то встанут на защиту своей Родины. Наши ребята горды тем, что живут в стране с богатой историей, наполненной подвигами, стране, которая сильна своим великим народом и которую не сломить никому. В этом плане трудно переоценить значение и роль работы Юрия Семёновича не только в плане творческого развития ребят, но и в развитии чувства патриотизма.
В нашу школу каждый год поступают дети со всех концов Москвы и даже Московской области, образовываются новые классы. Иногда приходят дети совершенно зажаты в эмоциональном отношении, которые боятся активно проявить себя в творчестве из-за боязни насмешек, стеснительности или неуверенности в себе, в своих силах. Здесь очень важно создать атмосферу творчества и сотворчества, чтобы ребёнок мог полностью раскрыть свои возможности и таланты. Не случайно великий индийский писатель и общественный деятель Рабиндранат Тагор сказал, что «нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нём чувства Прекрасного». И это так!



Hosted by uCoz