Школа-лицей № 320

 

 



 

Овчинников Леонид Илларионович


заместитель директора по АХЧ, учитель труда.

Если не мы, то кто же еще?

Однажды наиболее любопытные ученики заметили на моем столе песочные часы. Естественно, заинтересовались, для чего они, если рядом есть электронные. Этот вопрос заставил задуматься и меня, и я пригласил к размышлению о времени весь класс. Перевернув этот «реликт», как они выразились, я предложил внимательно понаблюдать и проанализировать процесс перетекания песчинок. Чем меньше песка оставалось в верхней части часов, тем отчетливее, за счет конусности конструкции, создавалась иллюзия увеличения скорости истечения его вниз.
Представьте, сказал я ребятам, что этот песок–вся ваша жизнь. Как медленно идут первые годы, как хочется их подстегнуть, быстрее вырасти, повзрослеть. И как скоротечно время, когда «песка жизни» становится все меньше и меньше ( на что один остряк заметил: это потому, что из стариков песок сыплется). Но действительно, как часто все мы слишком щедро тратим в юности бесценное время и начинаем ценить, когда его остается все меньше и меньше.
С удовлетворением заметил на лицах детей печать задумчивости. Кажется, удалось превратить простой, заданный только из любопытства, вопрос в тему для размышления о смысле жизни. Буду рад, если этот пример вызовет у моих учеников желание не только внимательно смотреть на окружающий мир, но сопоставлять, анализировать происходящие вокруг нас события.
А для себя, глядя на сразу посерьезневшие лица ребят, сделал вывод: как много еще надо сделать, чтобы помочь им с максимальной пользой прожить свои отроческие и юношеские годы. И как велика ответственность учителя перед учениками! Ведь дети в этом возрасте впитывают все, как губка. Но впитывают только то, что интересно. «Преснятина» пройдет мимо, как шлак, как накипь. И еще один аспект педагогической деятельности – каждый ученик изначально видит в учителе наставника, который не только должен, но и может открыть для него новую страницу в книге жизни. Как хочется не обмануть их ожидания! Они, ученики, все такие разные. Один – чистый гуманитарий, другому не хватает усидчивости, чтобы усвоить все в полном объеме, и «плавает» по поверхности. «Романтику» легко дается география, история, но он часто не склонен к точным наукам. Этому труднее дается теория, зато он с лихвой компенсирует это «рукастостью», технической сноровкой. Ему не надо долго объяснять, достаточно показать сам процесс производства той или иной детали, той или иной работы. Вот и приходится, объясняя один и тот же материал, учитывать индивидуальные особенности каждого. «Аналитику» надо дать простор конструкторской мысли, предусмотрев возможность выбора наиболее эффективного решения задачи. «Философу» - дать возможность логического обоснования выбора именно такого, а не иного решения. А «технарю» поручить практическое воплощение совместно выработанного решения. Одновременно решается вопрос создания
творческого коллектива, где каждый решает свою часть проблемы, наиболее близкую и доступную для него. Не лишен интереса вопрос преемственности и последовательности обучения различных возрастных групп по принципу «от простого к сложному».Разберем на примере конструирования и изготовления простого , на первый взгляд, предмета – совка для сбора мусора. В этом процессе найдется дело каждому ученику с 5-го по 9-ый классы. Пятиклассникам пока посильна работа с картоном, клеем, степлером. Поэтому они получают задание вначале на бумаге сделать выкройку совка по натурально изготовленному образцу. При этом ставится задача разработать конструкцию с минимальным количеством крепежных деталей, используя элементы жесткости и прочности материала.
Следующий этап для этой возрастной категории – по изготовленной выкройке вырезать и изготовить макет совка из картона. Следует обратить внимание учеников на экономию материала при раскрое, на выбор крепежных элементов. Чему отдать предпочтение – клею или степлеру? Что практичнее и долговечнее? А может быть, использовать и то и другое? Каждый может предложить и, главное, обосновать свой вариант.
Для шестого класса задание усложняется. Прежде всего, обращаю внимание на отработку элементов графической грамоты, на правила оформления чертежа. Даю понятие эскиза, чертежа, технического рисунка, требую соблюдения необходимых условных обозначений. Таким образом вырабатывается пространственное мышление с использованием различных проекций детали. Семиклассникам пора переходить к работе с металлом. Здесь отрабатываются приемы правки, резки, гибки тонкого листового металла, соединения деталей с помощью заклепок и винтов (болтов) с гайками. Особо следует обратить внимание на соблюдение техники безопасности при производстве этих травмоопасных работ.
Ученики 8-9-ых классов вполне могут перейти от конструирования и изготовления простого совка к его более совершенной модели – поворотного контейнера-сборника мусора. Здесь уже больший простор для творчества. Надо рассчитать точку подвешивания контейнера к рукоятке с учетом центра тяжести. Вместо заклепок или резьбовых соединений целесообразно показать способ соединения элементов совка-контейнера с помощью простого или двойного кровельного фальца (замка). В работе с детьми нельзя не учитывать элемент состязательности, ведь этому возрасту свойственно стремление к самоутверждению. Важно не упустить, а вовремя подчеркнуть, пусть и небольшой, но успех ученика в освоении того или иного практического навыка. Особенно важно это по отношению к «середнячкам» и относительно слабо подготовленным в отдельных вопросах ребятам. Следует не подавлять, а наоборот, развивать интерес каждого к выполнению любой работы. Не менее важным для себя нахожу выбор темы или работы на уроке не абстрактно, а с пользой для нашей повседневной школьной жизни. Главное, чтобы ученик видел практический смысл выполняемой работы. Иначе она станет для него обузой, если и не тяжким, но все равно, бременем. Где уж тут место инициативе и творчеству!
Весьма значительным считаю многолетний опыт нашей школы в формировании трудовых бригад во всех классах. Первоочередной и повседневной задачей этих бригад является поддержание в исправном состоянии школьной мебели и оборудования. Проще 1-2 раза в месяц проверить крепление и подтянуть ослабевшие винты и гайки в конструкции парт, стульев, шкафов, чем ремонтировать эту уже рассыпающуюся мебель. Такое профилактическое обслуживание позволяет продлить срок эксплуатации и, в конечном счете, сэкономить значительные финансовые средства за счет более редкой замены мебели. Однако этим работа трудовых бригад не ограничивается. По окончании учебного года наступает время трудовой практики, в ходе которой все учащиеся под руководством учителей принимают самое непосредственное участие в подготовке школы к новому учебному году. При этом возникла необходимость несколько изменить учебную программу по труду в апреле-мае. В этот период, прежде всего в 7-9-ых классах, даются основы строительных профессий. При этом особое внимание уделяется изучению и соблюдению правил техники безопасности.
В результате такой теоретической подготовки каждому найдется посильная работа. Пяти-и шестиклассники успешно справляются с работами по уборке и благоустройству территории. Седьмые и восьмые классы ремонтируют мебель. Девятые одиннадцатые классы, как выпускные, освобождены от участия в производственной практике. Но десятиклассники, прошедшие в свое время все этапы практики, вполне квалифицированно укладывают кафельную плитку, могут заменить в умывальнике выпуск, сифон или колено, владеют приемами ремонта штукатурки, покраски на улице спортивных снарядов и даже ремонта и окраски цоколя школы, что делается каждый год.
Главная ценность такой производственной практики даже не в экономии денежных средств при подготовке к сдаче школы на готовность к следующему учебному году, что само по себе тоже немаловажно, а прежде всего – в воспитании у школьников чувства хозяев школы. Разве поднимется рука у самого хулиганистого подростка на то, что сделано или отремонтировано своими руками.
Участие учеников и их родителей в поддержании здания и школьного оборудования в рабочем состоянии особенно важно в настоящее время, при весьма скудном государственном финансировании системы образования. Именно сейчас, в этих условиях, необходимо воспитывать чувство бережливости, чувство хозяйственного отношения к школьному имуществу и оборудованию. Если государство, со своим огромным административным аппаратом, громадным профицитом бюджета и не менее мощным стабилизационным фондом, так мало внимания уделяет решению проблем подрастающего поколения, то не дать зачахнуть образованию в нашей стране сможет только самый заинтересованный слой общества – сами ученики, их родители и учителя. И поэтому наш девиз: если не мы, то кто же еще?



Hosted by uCoz