Школа-лицей № 320

 

 



 

Маршак Ольга Витальевна


Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе отличник просвещения СССР.
Заместитель директора школы по работе с ВУЗами, кандидат биологических наук, Почетный работник общего образования РФ.

НАУЧИТЬСЯ УВАЖАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ.

Учить или воспитывать? Творить или копировать? Какое отношение эти вопросы имеют к современной российской школе? Как они соотносятся между собой?
На первый вопрос ( к великому моему сожалению), наверное, нужно ответить, что школа всё больше и больше «воспитывает» (воспитание равнозначное программированию) и всё меньше и меньше учит... Почему? Кого мы хотим вырастить из наших детей? Ответ печален: при нынешнем положении вещей – малодумающих обывателей, которые легко программируются на нужные любой власти цели. Как говорил один из культовых киногероев: «За Державу обидно!».Ведь такие люди-роботы вряд ли смогут сделать наше страну высокоразвитой, просвещенной, демократической.
Современная жизнь многолика, многогранна, и поэтому разные учителя естественно приносят в школу свои, часто диаметрально противоположные взгляды на происходящее вокруг. При этом, в понимании большинства из них, воспитывать = буквально навязывать ученикам свою точку зрения, не допуская возражений со стороны ребенка. А ведь часто учительская позиция не совпадает с тем, чему учат и как воспитывают ребенка в семье. В такой ситуации маленький или уже подрастающий человек может сначала испытывать некоторую растерянность, а затем или смириться и потерять своё «Я», или «встать в оппозицию» и тем, и другим, выбрав любую из противоречащих этому воспитанию путей-дорожек: агрессию, алкоголь, наркотики и прочее, и прочее.
Часто учитель не осознает до конца свою ответственность в этом вопросе, не понимает, что бывает лучше «недовоспитать», чем «перевоспитать». Так что же делать школе как не только обучающему, но и воспитывающему институту общества? Мне кажется, в первую очередь помнить, что воспитывать нужно и можно через обучение на любом предметном уроке, на любых занятиях дополнительного образования.
Среди множества вопросов, возникающих перед современной российской школой, наверное, нужно выделить еще один : как школа может способствовать формированию и развитию творческого потенциала личности учащегося?. Для того, чтобы начать искать ответ на этот вопрос, необходимо более или менее четко определиться с понятием творческих характеристик ребенка. В наших рассуждениях речь идет, безусловно, не о специальных творческих способностях (музыкальных, художественных и пр.), а о желании и умении самостоятельно мыслить, находить собственные обоснованные ответы на ставящиеся вопросы как на предметных уроках и занятиях, так и в любых жизненных проблемных ситуациях.
Я уверена, что применительно к школьникам, понятие «развивать творческий потенциал» равнозначно понятию «научить самостоятельно мыслить, принимать самостоятельные решения и отвечать за них».
В этом плане достаточно значимым и интересным представляется 15 летний опыт работы нашей школы в системе непрерывного образования по модели «школа – лицей – ВУЗ». Суть системы ясна и незамысловата. Начиная со средней школы ребята готовятся к осознанному выбору пути в высшей школе, в старших классах постепенно адаптируются к работе с преподавателями ВУЗа в студенческом ритме. Но вряд ли целесообразно здесь в рамках заявленной тематики статьи рассматривать учебные планы лицейской программы разных классов. Важнее обратиться к опыту системного сотрудничества школы с вузовскими преподавателями, в системе работающими со школьниками. Доценты и профессора ВУЗа начинают свою работу с лицеистами, когда те переходят в 9 класс (до этого лицейские программы, согласованные с ВУЗом, ведут школьные специалисты – кандидаты наук или учителя высшей категории), предлагая им освоить почти студенческую систему занятий: лекции, семинары, рефераты, зачеты, экзамены. Переход школьника из - под опеки давно знакомых и ставших «своими» школьных учителей к общению с преподавателями, не опекающими, а дающими знания непривычного круга , ставящими проблемы, с которыми еще не приходилось сталкиваться, предполагает то, что школьник начинает осознавать себя на более «взрослом уровне», а, значит, стремится ему во всём соответствовать. Занятия философией и логикой, постижение законов экономического развития общества заставляют молодого человека с новых позиций (а часто просто впервые) подумать о мире людей, его окружающих, о своем месте в этом мире. Попадая в рамки такой системы обучения, школьник психологически взрослеет, повышается уровень мотивированности к успехам в учебе.
Мы имеем возможность отслеживать уровень адаптации наших выпускников, поступающих на разные факультеты одного из базовых ВУЗов Московского государственного областного университета, к вузовской системе обучения в начале их пребывания на первом курсе. Результатами своих наблюдений мы делимся и их обсуждаем с преподавателями университета. Таким образом, сложилась новая практика проведения совместных совещаний. Положительные отличия наших выпускников, прошедших лицейскую подготовку, очевидны. Ребятам существенно легче приспособиться к ВУЗу, чем большинству первокурсников, новая система их не пугает, не вызывает психологического напряжения. У ребят, окончивших лицейские классы, даже манера поведения и развитость речи отличаются от большинства первокурсников.
Вероятно, поэтому выпускники лицейских классов с первых дней своего студенчества активно и без принуждения включаются не только в учебу, но и в различные вузовские мероприятия внеучебного плана.
Важно отметить, что лицейская подготовка осуществляется на базе начальных основ учебной вузовской программы по специальности «менеджмент организации (читай = «управление»). Специальность как нельзя более подразумевающая самостоятельное, а, значит, творческое мышление в организации любого вида деятельности.
Сегодня можно уже достаточно уверенно сказать, что система подготовки школьников в лицейских классах дает положительные результаты в плане развития личностной активности учащихся.
Однако, несмотря на серьезность такой довузовской подготовки, наш лицеист остается обычным подростком, которому, как и большинству его сверстников, очень интересно разобраться не только в окружающем мире, но и в самом себе, в своих переживаниях, проблемах, взаимоотношениях с окружающими. Этот всегда проявляющийся у ребят интерес к психологии мы также постарались использовать в развитии их личностной активности.
В старших классах всегда формируется группа ребят, которые особенно заинтересованы в углубленном изучении психологии человека. И вот 9 лет назад мы впервые попробовали еще одну форму развития познавательной и социальной активности школьников. В школе была организована Служба помощников школьного психолога. Ежегодно 10-12 самых заинтересованных ребят входят в состав этого объединения. Традиционно сложилось так, что в 10 классе они изучают основы общей и возрастной психологии человека, а в 11 классе начинают свою практическую деятельность: занимаются с малышами в начальных классах, осуществляют посредничество в детских конфликтах, собирая одновременно практический материал для своей исследовательской работы.
Весьма значимым стимулом для каждого участника Службы является то, что по результатам его теоретической и практической подготовки он получает удостоверение Московского государственного областного университета о присвоении квалификации «помощник школьного психолога». Здесь, так же как и в разговоре о лицейской подготовке, мы приходим к выводу о том, что «взрослый уровень», т.е. по сути социальная значимость получаемых знаний или осуществляемой деятельности, способствует проявлению лицеистами активности в саморазвитии.
И еще одна сторона внеурочной деятельности, развивающей творческие начала в наших ребятах – это их абсолютно добровольное, активное участие в подготовке и проведении ежегодной научно-практической конференции лицейских классов и опубликовании сборника работ. На наших конференциях, проводимых совместно с базовыми ВУЗами всегда бывают представлены работы лицеистов по вопросам экономической теории, философии, логики, психологии. В последние несколько лет круг освещаемых тем расширился, благодаря включению в подготовку к конференциям не только преподавателей ВУЗа, но и школьных учителей. Так теперь стал постоянным раздел «Экология», руководителем которого является учитель школы. Ежегодно около 40 лицеистов становятся авторами печатных научно-практических работ.
Итак, к каким же выводам по результатам работы с лицейскими классами в плане развития творческой личностной активности учащихся мы приходим?
1 - воспитывать (а, значит, развивать) нужно и можно через обучение на любом предметном уроке, на любых занятиях дополнительного образования;
2 - понятие «развивать творческий потенциал» равнозначно понятию «научить самостоятельно мыслить, принимать самостоятельные решения и «отвечать за них», и в этом большую роль играет участие преподавателей высшей школы в работе с лицеистами;
3 - всегда проявляющийся у ребят интерес к психологии мы также постарались использовать в развитии их личностной активности.
4 - еще одна сторона лицейской жизни, развивающей творческие начала в наших ребятах – это их абсолютно добровольное, активное участие в подготовке и проведении ежегодной научно-практической конференции лицейских классов и опубликовании сборника работ.
А общий итог всего сказанного, вероятно, таков:
Достижения ребят, обучающихся по лицейской программе, способствуют развитию самоуважения у подростков, а это – непременное условие развития самостоятельного, а, значит, творческого мышления. Прекрасно, что мы можем помочь им в этом!



Hosted by uCoz