|
Иванова Валентина Петровна
Заместитель директора по социальной защите
Размышления о том, как сделать школу территорией здоровья
(из практики организации образовательного пространства для создания компетентностно-ориентированного подхода к здоровьесбережению).
Мы иногда задумываемся: «Что входит в понятие – счастье? Жить, творить, создавать, реализовывать себя как личность, любить … . Может быть. А может быть идти к этому всю жизнь, за шагом шаг, за этапом этап. Идти к счастью.
Одним из таких этапов, из первых этапов в жизни любого человека является школа. И тогда, для того, чтобы этот путь был легким и плодотворным, надо сформировать понятие о здоровье, здоровом образе жизни и способах его сохранения и укрепления.
Эта проблема сохранения и укрепления здоровья школьников сегодня выходит на первый план. Резко ухудшившаяся экологическая ситуация, постоянно культивируемые большими и малыми средствами мультимедиа вредные привычки, стресс большого города, отсутствие навыков решать конфликты цивилизованным путем … привели к тому, что здорового (прежде всего в физическом смысле) человека можно встретить все реже и реже. Неслучайно президент страны в своем Послании Федеральному собранию назвал укрепление здоровья школьников среди основных направлений национальной образовательной стратегии «Наша новая школа». Сегодняшняя статистика показателей здоровья школьников носит угрожающий для выживания нации характер. Сегодня только в нашей школе по результатам диспансеризации 70% школьников имеются отклонения в здоровье. Каждый второй учащийся нуждается в санаторном лечении, каждый четвертый – в лечении в стационаре, каждый третий имеет патологию зрения и так далее. Министерство образования и науки, Департамент образования делает нужное дело, проводя различные конкурсы среди образовательных учреждений на звание «Школа – территория здоровья». Подобные конкурсы стимулируют деятельность педагогического коллектива, поскольку дети проводят в школе значительную часть времени. Но если бы конкурсами можно было исправить ситуацию! В этой статье я попытаюсь обозначить ряд проблем, которые носят системный характер и над решением которых я, как заместитель директора по социальной защите, работаю.
Во-первых, нужно уйти от усредненного подхода к ученикам. К каждому из них должен быть применен практически индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. А для этого должен использоваться компетентностно-ориентированный подход в образовательном пространстве в целом, что приводит на практике к неизбежности включения школы в инновационные процессы, конечным результатом внедрения которых, как видно из программы развития нашей школы, должно явиться достижение нового качества образования и повышение эффективности его составляющих, одной из которых является укрепление здоровья школьников.
В итоге мы должны получить школу, содействующую укреплению здоровья, основанную на здоровьесберегающих технологиях. Но в официальных документах нет расшифровки, что же это такое, «здоровьесберегающие технологии». Пока каждый волен понимать это по-своему. Поэтому, наверное, нужно разрабатывать образовательные стандарты нового поколения, включая методологию и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
Сразу возникает вопрос о системе медицинского обеспечения образовательного процесса в школе или: «Какова она нынешняя школьная медицина?». Статус школьного медработника остается низким. Поэтому, может быть, стоило бы ввести специальность «школьный врач» и определить ее место в системе. Не секрет, что приоритетное направление в деятельности медработников школы – профилактическое, что, на мой взгляд, предполагает систему интегрированных в учебно-воспитательный процесс мер, способов, технологий по предупреждению заболеваний и укреплению здоровья учащихся. Таких, например, как применение с профилактической целью ультразвуковых фитоингаляций в условиях школьного медицинского кабинета у учащихся с хронической патологией ЛОР – органов и часто болеющих детей, курсы ингаляционной фитотерапии, осуществляемые на базе школы и способствующие снижению частоты острых респираторных заболеваний, введение кислородных коктейлей и т.д. Причем, эти и другие мероприятия должны, я думаю, финансироваться не только в специализированных «Школах здоровья», а и в обычной, такой как наша, школе.
Одним из немаловажных факторов здоровьесберегающей деятельности является школьное питание. Ведь нередко ребята проводят в стенах школы целый день. Примерно 25% учащихся из социально-незащищенных семей получают бесплатное двухразовое горячее питание, начальная школа - бесплатные горячие завтраки, остальные учащиеся покупают горячее питание в буфете. Но всегда ли оно бывает вкусным и, что главнее, качественным и полезным?
Сбалансированное питание является важнейшим здоровьеформирующим фактором. Организация системы питания в школе должна осуществляться на основе современных представлений о полноценном рационе с использованием новых технологий производства пищевых продуктов и приготовления блюд. Мне кажется, важная особенность рационального питания заключается в использовании в рационе наряду с натуральными пищевых продуктов обогащенного состава, продуктов повышенной биологической ценности. Я думаю, в школьном питании это необходимое условие.
Но, работая в школе, мы не должны забывать, что питание учащихся имеет отношение не только к вопросам нормативных требований, финансового обеспечения материальной базы пищеблока, качества продуктов питания и т.д., но и к воспитанию наших детей. Не будем забывать о базовых ценностях – культуре, в данном случае – культуре поведения.
Конечно, правила культуры поведения во время еды – это элемент семейного воспитания, именно в семье ребенок учится «есть красиво». Но, во первых, есть семьи, в которых этому вопросу, мягко говоря, не уделяют внимания, во-вторых, подчас даже самые воспитанные дети культуру питания дома и в школе, как правило, не соединяют и, ведя себя дома, «как положено», в школе вполне могут позволять себе «свободные вариации на тему этих правил», подчиняясь «стадному чувству».
Поэтому вопросы формирования культурной политики в школе, в частности определение норм и правил поведения в столовой, организации режима нужно решать с классными руководителями (это одна из тем их классных часов).
И четвертое - это перегруженные программы обучения. Так, в каждом звене учебная нагрузка составляет определенное количество часов в неделю. Помимо этого практикуются кружки, факультативы, углубленные курсы сверх установленных стандартов, лицейская программа. Может быть, нужно занять более выраженную позицию по вопросу учебных нагрузок и шестидневной учебной недели? Я как заместитель директора по социальной защите — за пятидневную школьную рабочую неделю, за то, чтобы ввести как минимум три урока физкультуры, причем уроки должны проводиться в соответствии с состоянием здоровья в основной и подготовительной группах. Но! При одном спортивном зале в здании школы? Но! При дефиците учителей физвоспитания? И, наконец, за счет каких уроков?
Наверное, было бы правильным объявить субботу Днем здоровья, учитывая при этом приоритеты семейного воспитания, ведь зачастую, родители видят своих чад уже спящими. Компетентность семьи школьника, высокая активность родителей в вопросах здорового образа жизни составляют резерв здоровьесбережения, который может быть востребован через активизацию гигиенического образования с привлечением как традиционных (лекции, кл.часы, совместные мероприятия), так и инновационных информационных (презентации оздоровительных программ, PR-проектов) средств.
Наверное, целесообразным являлось бы введение в стимулирующую часть заработной платы учителей надбавки за формирование у школьников навыков здорового образа жизни. Вот только по каким критериям оценивать результативность?
А можно ли привить детям вкус и понимание здоровья и здорового образа жизни, пока мы не начнем профилактику здоровья самих педагогов? Ведь учителя своим внешним видом, настроением, приверженностью к здоровому (или нездоровому) образу жизни изо дня в день подают ученикам пример на протяжении 11 лет. Я убеждена, что привить школьникам навыки здорового образа жизни может учитель, который сам отказался от вредных привычек, ведет активный образ жизни.
Итак, уровень здоровья современных школьников, его негативная динамика за период обучения в школе являются основанием для разработки мер по укреплению здоровья учащихся и поиска новых эффективных путей организации образовательного пространства для создания компетентностно-ориентированного подхода, в данном случае, к одной из основных его частей – здоровьесбережению.
В заключении хочу процитировать свою статью из книги «Дороги, которые мы выбираем», выпущенной школой:
"Я не сделаю открытия, сказав, что здоровье общества зависит от положения ребенка в семье, в школе, в обществе в целом. Сделать комфортной обстановку в нашем общем доме — школе, дать пример соблюдения законодательства и обеспечения прав ребенка и его родителей как участников образовательного процесса, постоянный поиск, формирование социальных отношений, благоприятствующих учебе, труду, общению, творчеству — вот задача для современного образовательного учреждения, только тогда, я думаю, школа не только функционирует, она живет".
А не это ли, в том числе, нужно нашим детям для счастья?
| | |