Школа-лицей № 320

 

 



 

Абрашова Елена Александровна


учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук.

Из опыта работы

– Как отличить истинного учителя от ложного? – спросили Хаджу Насреддина.
– Учитель – это зеркало, – объяснил мудрец. – Если он настоящий, вы увидите свое отражение, если нет – красивую раму.
В отличие от нас, взрослых, дети творят беспрестанно. Каждого ребенка окружает созданный им самим, быстро меняющийся, неповторимый мир. Вы думаете, ребенок просто едет в метро? Нет, он путешествует по галактике или моделирует ситуацию встречи с самым большим в своей жизни волшебством. В данном случае не так важно, как выглядит это чудо. И не думайте, что отсутствующий взгляд ученика на уроке и непонятные иероглифы на полях тетради свидетельствуют только о его невнимательности или нелюбви к Вашему предмету. Может быть, он сейчас спасает мир от катастрофы или усовершенствует систему образования? А разрисованные стены туалетов, исписанные «мадригалами» заборы, испорченные стенгазеты и видоизмененные портреты видных научных деятелей… только ли это признак бескультурия и невоспитанности? Нет! Это всего лишь проявления творчества, неумело выплеснутого ребенком, чтобы создать свой мир. Что бы не делал в этой жизни маленький человечек – он творит! Тогда почему же мы очень часто, обращаясь к ребенку, говорим: «что ты опять натворил…» или «что ты здесь вытворяешь…» Почему задаем негативный тон общению? Сложный вопрос, неоднозначный. Ведь если задуматься, то это мы, взрослые, не научили ребенка деятельно созидать, это мы не направили его творческий порыв в нужном направлении. Это от нас ждет ребенок помощи в таком нелегком деле, как соотнесение желаемого и действительного, на нас он равняется (смотрит, оглядывается), когда делает свои первые самостоятельные шаги на пути к изменению себя и мира. Одним словом, это мы не создали предпосылки и условия для развития гармоничной творческой личности. Однако не все так плохо… ведь творчеству, как и любви, все возрасты покорны. А посему станьте на время мудрым ребенком и творите!!!

Несколько несерьезных идей для серьезных учителей

Я не оговорилась. Да, станьте ребенком. Помните, как у Киплинга: «Мы с тобой одной крови… ты и я». Это необходимое условие для творчества, так как по-настоящему творить можно только в атмосфере доброжелательности и терпимости… И чтобы создать такую обстановку, по моим наблюдениям, детей надо «приручить». Нет, не выдрессировать, а сделать ручными (ласковыми, доверяющими). Ведь если ребята относятся к Вам не как к чему-то запредельно недоступному, а как к обычному живому человеку со своими плюсами и минусами, то и контакт наладить гораздо проще. Перестаньте быть мумией (они хороши только в фильмах), забудьте на время о том, что Вам чуть больше двадцати, что у Вас то лапы ломит, то хвост отваливается. Прочитайте пару молодежных журналов (там, кстати, иногда очень забавные вещи попадаются) и запомните наконец-то хоть один современный анекдот. Поверьте, после всех вышеперечисленных действий от Вас не убудет, а наоборот, жизнь Ваша приобретет дополнительные оттенки. «Будь проще, - говорю я себе, - и дети сами к тебе потянутся».
Итак, дети потянулись… и закидывают Вас своими бредовыми идеями. Не паникуйте! Не спешите хвататься за голову и давать на все добро или (что гораздо хуже) отмахиваться от них, как от назойливых мух. С этим шквалом полуосознанных идей и мнений, с этой бурей эмоций очень просто справиться.
Выслушайте, покажите свою заинтересованность, доведите самые нелепые идеи до абсурда, посмейтесь от души вместе с детьми. Вот, уже легче. От нескольких нереальных созидательных фантазий мы уже избавились, настроение хорошее, пульс в норме…
Похвалите все идеи, скажите, что готовы воплощать их в жизнь, предложите детям более детально проработать их шедевральные задумки. Будьте уверены, что еще масса идей улетучится. На этом этапе будьте внимательны, потому что кануть в лету могут весьма неплохие идеи, а может быть, даже все. И здесь наша задача заключается в том, чтобы объяснить, как вообще можно развивать и прорабатывать эти самые идеи. Можно обратиться к какому-либо предыдущему опыту («А помните, в пятом классе мы делали…»). Можно привлечь внимание к деятельности другого класса («Однажды 7б сделал так…»). Просто здорово, если есть возможность равняться в поисках своего решения на работу профессионалов (театрализованные представления, музейные композиции и т.п.)
Ура! Есть идея, есть детальная проработка, Вам осталось лишь чуть-чуть подкорректировать и вперед к воплощению! Да, одна большая просьба к Вам: не ленитесь, пожалуйста, доходчиво и доброжелательно объяснять своим подопечным, почему вы сто двадцать пять раз вычеркнули слово «паразит» из сценария, почему не одобрили использование самодельной пиротехники на линейке, посвященной 23 февраля, а также почему не собираетесь находиться в подвешенном состоянии под потолком в костюме снежинки, чтобы проиллюстрировать поговорку: «упал, как снег на голову…» Будьте снисходительнее. Это был полет их творческой мысли (а ни в коем случае не издевательство), ведь вы тоже иногда увлекаетесь, когда задаете домашнее задание…
К сожалению, иногда бывает так, что дети не делятся с Вами творческими планами. Что ж… Из этой сложной ситуации тоже есть выход – поделитесь с ними своими. Скажите, к примеру, что вы собираетесь сделать из кабинета пещеру трехголового змея. Но вот беда – никак не справитесь с этим без помощи нескольких добрых молодцев и красных девиц, потому что лишь в смутных чертах представляете, как все это должно выглядеть, а они точно должны владеть такой информацией, ведь недаром их называют самыми-самыми (делайте ставки на амбиции)... Будьте уверены, через несколько дней (особенно если дети увидят, что Вы уже начали прилагать усилия к осуществлению задуманного) Ваш кабинет станет той самой пещерой. Одним словом, не бойтесь просить помощи у своих подопечных. Они очень любят играть во взрослых. Кстати, у меня практически не бывает проблем с выходом на всевозможные экскурсии и внешкольные мероприятия. Мои бандиты уверены, что я абсолютно не умею ориентироваться в пространстве, поэтому меня ни в коем случае нельзя терять из поля зрения, иначе я обязательно заблужусь! Легенда действует потрясающе! Дети горды и счастливы, что выполняют важную миссию (присматривают за учителем), я спокойно могу насладиться экскурсией.
Конечно, ко всему написанному здесь можно отнестись несерьезно, но как ни крути, а это опыт (читай «сын ошибок трудных…»).

Несколько серьезных затей для несерьезных детей

Пожалуй, уроки литературы и русского языка самые удобные для развития творческих способностей детей. Об этом написано много маленьких статей и больших трактатов, поэтому не буду писать много… лишь несколько слов о самом, на мой взгляд, интересном.
Вы играете на уроках литературы в буриме? Мы тоже играем. А еще мы играем в «прозаическое буриме». Мы коллективно сочиняем рассказы и сказки. В начале этой игры учителем дается установка на работу (о чем пишем, зачем пишем, в каком стиле пишем и т.п.) и первое предложение. Дальше дети друг за другом (по цепочке) продолжают вашу мысль, добавляя к рассказу по предложению. Через некоторое время очередь снова доходит до Вас (это очень важно, так как Вы можете изменить содержание текста, направить повествование в нужное Вам русло). Игра не занимает много времени, однако приносит очень много пользы: учит детей работать в коллективе, приучает быть внимательным, слушать товарищей, развивает навыки устной речи и помогает ученикам воплотить в жизнь свои творческие способности.
В программе по русскому языку, безусловно, отведено место темам, способствующим развитию творческих наклонностей учащихся. Но так ли интересно им описывать утренний пейзаж за окном, достопримечательности своего города, удачно проведенные летние каникулы, девочку с персиками, мальчиков с мячом и т.д. и т.п.? Конечно, нет! Вот и читаем мы в каждой тетрадке заученные фразы, вымученные предложения, неинтересные тексты, ругаем детей за штампы. Выход? Просто избавляемся от стандартных заданий в системе уроков, посвященных развитию речи. Я предлагаю детям темы для творческих работ такие: «Путешествие осеннего листочка», «Приключения маленькой реснички», «Как трудно быть мусорным ведром», «Я – школьный коридор» и прочую «ерунду». Однако именно такая «ерунда» позволяет раскрыть творческие способности детей в полном объеме (кстати, Ваши тоже). Кроме этих очевидных плюсов, есть еще один – такого рода задания помогают детям приобрести умение перевоплощаться, что просто необходимо для дальнейших выступлений на сцене.
Теперь открою один секрет. Все творческие задания, предложенные детям, я выполняю вместе с ними. Должны же они знать: «а судьи кто…» Это во-первых.
Во-вторых, такое Ваше поведение заставляет ворчливых лентяев зашевелить мозгами, ведь если уж Вы снизошли до этого задания, то им теперь точно придется.
А в-третьих, просто покажите детям мастер-класс!
Подводя итоги, хочу сказать: «Воспитывать детей легко и просто». Для этого нужно учитывать лишь несколько моментов.
Л – любовь;
Е – естественность;
Г – готовность;
К – коммуникабельность объяснить задачи;
О – оптимизм;

П –посмотреть, почувствовать, понять, принять
Р – решать, размышлять, рассуждать;
О – отобрать материал, оценить ситуацию,
С – создать сценарий, сценическое действие поставить, сознательность проявить;
Т - терпения набраться, тренироваться тонкости «уяснить»;
О – ошеломить аудиторию, оценить работу, обстоятельно проанализировать. Удачи, хорошего настроения, послушных детей!



Hosted by uCoz