Котельников Юрий Семёнович
Заслуженный учитель РФ,
Почетный профессор МГОУ,
Академик академии МАЕ,
директор школы №320 с лицейскими классами.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКА
Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.
Творческий – созидательный, самостоятельно создающий что-то новое, оригинальное.
Активный – деятельный, энергичный, действующий, развивающийся.
(Толковый словарь С.И. Ожегова)
Созидатель, творец, воспитатель, мастер, наставник – как много оттенков, значений прямых и переносных, смыслов, явных и скрытых, надо перебрать для того, чтобы увидеть одно объединяющее их, короткое и емкое слово УЧИТЕЛЬ. Слово вечное, существовавшее, существующее и обреченное существовать, пока не прервется род человеческий. «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как–нибудь.» Процесс познания вечен и начинается он с первой минуты появления на свет маленького человека, чья познавательная активность заложена природой. Все надо потрогать, лизнуть, куснуть, пощупать, примерить. Все интересно, ново, непознано. Если бы так было всегда! Для родителей, в большинстве своем, этот период особо значим. Идет процесс взаимного познания друг друга. Первые радости, улыбки, восторги.
К сожалению, мало кто относится к этому процессу как к осознанному началу напряженного, осмысленного труда по формированию у ребенка тех умений и навыков, которые позволят в дальнейшем сохранить и развить радость познания без дополнительных стрессов, адаптироваться к серьезным изменениям в его жизни. В семье он один единственный, любимый, тот, во имя которого абсолютно все. А в детском саду, школе? Готов ли ребенок правильно воспринять то, что, оставаясь единственным и неповторимым, он должен занять свое место равного среди равных в ряду таких же, как он? Точнее, подготовлен ли он к этому. Опыт показывает, что к первому классу большинство детей умеют читать, писать, считать, знают какие-то стихи и песенки. Почти все радостно ждут начало учебных занятий. Но проходит 2-3 месяца, и эта радость начинает угасать, появляются проблемы в поведении, а потом и в учебе. Подобно кругам по воде, эти проблемы захватывают все более широкие сферы жизни школьника, нарастают, углубляются. И вот результат: «трудные» дети, точнее, педагогически запущенные. Кем? Ну как же! Стандартный ответ: «Во всем виновата школа». Родители? А родители очень заняты. Деньги зарабатывают.
30 лет работы директором школы позволяют мне обобщить некоторые наблюдения: в 90% случаев детей в школу приводят мамы, они же и продолжают, кто более, кто менее регулярно осуществлять связь со школой все 11 лет. Появление пап — событие редкое. Как и полноценное их участие в жизни ребенка. Значит ли это то, что детей наших воспитывают семьи «неполного состава»? Хороший вопрос! Из бесед с учащимися выясняется, что если дома что-то спрашивают о школьной жизни (а в последнее время все чаще и не спрашивают), то в основном это: «что получил(ла), выучил(а) ли уже уроки почему пришел(ла) так поздно или рано». Разговоры о том, чем еще занят ребенок, есть ли у него какое-то увлечение, занятие помимо уроков, как и чем помочь ему, доверительные беседы о его мечтах, друзьях, планах, то есть полноценное участие в его жизни (сочувствие, соучастие, сопереживание) — явление крайне редкое. Я не говорю уже о системном анализе причин успехов и неудач. Становится ясным, что воспитание в семье, в большинстве случаев, проходит по старинному рецепту обучения плаванию: бросили в воду, и барахтайся, авось выплывешь… и выплывают. Вот только какой ценной?
В последнее время все чаще звучат призывы наших правителей к населению: «Даешь рождаемость! Знакомо до боли. Это мы уже проходили. Даешь пятилетку в три года, даешь целину, БАМ… . Даешь …! Выделялись и тратились деньги, составлялись планы, писались отчеты, летели головы …, результат известен. Мне кажется, начинать надо с другого. Для того, чтобы стать учителем, надо, для начала, окончить институт, а потом, потом продолжать учиться всю жизнь. Для того, чтобы стать родителем (особенно в наше время), хватит пяти минут. Учиться здесь нечему. Инстинкты продолжения рода заложены во всех, а с культивируемой сегодня вседозволенностью и безответственностью продолжение рода уходит на задний план. В основу взаимоотношений ложится не воспитание ребенка, но сиюминутное удовольствие, личная карьера, комфорт. Между тем, во всей России ужесточаются требования к качеству продукции. На все требуется лицензия, сертификат качества, диплом об образовании, о повышении квалификации … Возможно, настало время на законодательном уровне начать целенаправленную подготовку будущих родителей по таким вопросам, как основы семейного воспитания, детская и возрастная психология, основы развития личности в семье, основы формирования трудовых навыков, нравственных и духовных начал, принцип взаимодействия семьи и школы … . Некоторые из этих вопросов можно отрабатывать в старших классах школы, другие на обязательных курсах при, допустим, районных Управах, … . Формы организации педагогического не просвещения, но образования родителей могут быть различными. Уверен, что это одно из условий, при котором будет значительно меньше детей с девиантным поведением, укрепятся устои семьи, а значит и государства.
Кем только не приходится быть учителю сегодня, когда государство старательно снимает с себя ответственность за целые жизненно важные разделы жизни школы и общества, спуская строгие циркуляры: срочно, лично, обеспечить … . И пожарником, и инспектором дорожного движения, и медиком, и краеведом, и танцором, и художником – оформителем, и разнорабочим …, а потом уже, если останется время, учителем. За количеством мероприятий теряется их смысл. Возникает ощущение, что чиновники от педагогики за стремлением «угодить» властьпредержащим забывают о том, что мероприятия проводятся не ради мероприятий, детей надо готовить к участию в них, а это весьма проблематично из-за нескончаемой череды смотров, конкурсов, программ, соревнований, подготовленных наспех, неумело, зачастую формально и предвзято. Я не говорю уже о возрождающейся тенденции и к «обеспечению массовости», и всеобщей радости, когда предписывается обеспечить 20, 30, 40, 50 человек туда-то или туда-то, ибо будет «САМ !». А дети обозначат «ликующую», а на самом деле, скучающую массу зрителей. Вот так и зарождается формализм и «пофигизм» в их душах.
Чиновные дяди и тети! Вспомните свое детство, если оно у вас было. Детям свойственно не пассивное наблюдение за тем, как кто-то что-то говорит или делает, но желание самим говорить и делать, пробовать свои силы, утверждать свои возможности, двигаться, творить. Творческая активность. В этой активности зарождается творческая личность, формированием которой и призван заниматься учитель.
Учебно – воспитательный процесс — понятие целостное и неделимое. Но с чего начать? Много лет мы пытаемся ответить на этот вопрос. С учебы? Но учеба — труд, зачастую подневольный и принудительный, а как следствие — безрадостный. С воспитания? Возможно, если базировать его на тех склонностях и интересах, которые есть у каждого ребенка, и развитие которых потребует от него изменения отношения к учебе как к фактору, способному их обеспечить.
Опыт работы школы по развитию творческой активности, самостоятельности и ответственности школьников через создание системы самоуправления предлагается в данной статье.
Мы стремимся обеспечить активное участие каждого школьника в управлении учебно-воспитательным процессом. Реализация данного положения основывается на методологической позиции: коллектив субъект и одновременно объект управленческой деятельности.
Поставленные задачи решаются прежде всего через систему самоуправления, которая обеспечивает постоянный рост активности, самостоятельности школьников, развитие организаторского мышления, формирование умений вычленять проблему, ставить конкретную задачу, планировать, осуществлять задуманное, анализировать и давать оценку сделанному. В этом самоуправленческом цикле школьники приобретают первые навыки организационной деятельности, уверенность в своих силах, чувство внутренней свободы. Школьное самоуправление нами рассматривается как процесс развития и педагогического, и детского коллективов.
Суть методической позиции школы состоит в активизации учащихся как организаторов и исполнителей учебно-воспитательного процесса.
Система работы школы по самоуправлению предполагает:
• активное включение каждого школьника в воспитывающую и развивающую деятельность, что является основным механизмом формирования личности;
• обучение ребят науке управлять, что способствует, с одной стороны, проявлению на деле демократии, с другой — воспитывает ответственность, самостоятельность;
• повышение педагогической культуры учителей, что предполагает постоянный творческий рост педагогического коллектива.
Как педагогический коллектив включает всех школьников в организацию многосторонней школьной жизни? Каким образом и за счет чего создается эта многосторонность? Учитывает ли содержание проводимых дел интересы ребят, их уровень развития? Как добиваться не формального, а заинтересованного участия всех в организации школьной жизни? Главная позиция — это оказание детям настоящего доверия путем постановки перед ними ответственных, постоянно усложняющихся задач, формирование позиции юного хозяина своей школы. Всем членам коллектива должны быть предоставлены не мнимые, а действительные права и обязанности. Методика включения всех школьников в жизнь школы предполагает определенную поэтапность в работе; при этом каждый этап характеризуется определенными целями и конкретными задачами.
На первом этапе основное внимание со стороны классного руководителя уделяется изучению индивидуальных особенностей ребят и выделению групп по интересам, куда входят представители из разных звеньев. Выбираются руководители групп, из них — совет класса. Каждый школьник получает свою сферу деятельности и ставится в ситуацию ответственности за ее выполнение.
На этом этапе работы с педагогическим коллективом предполагается приучить учителей не брать на себя исполнительские функции ребят; сформировать у последних умение быть организаторами своей деятельности. При участии педагогов воспитанники планируют деятельность, организуют, анализируют ее результаты. Учащиеся отчитываются за эту работу перед классными коллективами. В школе утверждается тенденция, когда поощрение исходит не от педагогического, а от ученического коллектива, и учащиеся более глубоко осознают свою значимость в нем, причастность ко всем его делам. Это также создает объективные условия для развития форм самоуправления.
Перед классным руководителем стоит серьезная стратегическая задача—отработать в целом управленческий цикл, который включает анализ дела, постановку новых целей, планирование, формирование умений и навыков исполнения, анализ и выход на новые цели.
На втором этапе происходит объединение всех учащихся школы в разновозрастные советы по интересам. Руководство каждым объединением возлагается на одного из членов совета школы. Он становится координатором этой деятельности в классax. Образуются школьные советы дел. За каждым из образованных советов дела закрепляется учитель-консультант. Для каждого дела выделяются свои ответственные, которые объединяются в общешкольные советы, комитеты. Детский коллектив постепенно становится организатором своей жизни. Классный руководитель осуществляет координацию всех дел в классе, в первичном коллективе, а учитель – консультант — в разновозрастном объединении.
Главная задача данного этапа — формирование ответственности активов объединений перед соответствующим общешкольным органом (советом), а также подготовка условий для воспитания в них сознательной дисциплины, творческой активности.
Третий этап предусматривает создание координационного совета самоуправления школы, в который входят руководители советов, члены советов классов, учителя - консультанты. На координационном совете планируются все дела, назначаются ответственные за определенные участки работы, анализируются конкретные дела.
В первые дни сентября члены координационного совета самоуправления знакомят пятиклассников, вступающих в разновозрастные объединения, с действующими в школе советами и предоставляют им право выбора в соответствии с их интересами. После этого каждое объединение во главе со советом планирует свою деятельность, учитывая общие дела школы, а также предложения ребят. Одновременно определяется необходимая помощь других советов. Затем все разновозрастные объединения знакомят друг друга со своей программой деятельности, учитывают взаимодействие и взаимопомощь.
Можно считать большой педагогической удачей включение родителей в те же советы, в те же штабы, где работают их дети. Родители становятся в какой-то мере ответственными за выполнение общественного поручения своими детьми, проявля¬ют интерес к их делам и определяют долю своего участия.
Педагогический коллектив работает над целостной системой взаимодействия школы, семьи, общественности, отрабатывает связь трех главных сил учебно-воспитательного процесса: учитель — ученик — родитель.
С повышением уровня самоуправления учащихся уровень педагогической помощи, как показывает практика, не только не снижается, а, наоборот, повышается. От учителей требуется более тонкая педагогическая инструментовка, учитывающая достигнутую самостоятельность детей, оказание им большого доверия.
Следует выделить один из эффективных методов, которым пользуется педагогический коллектив и который способствует творческому росту как педагогов, так и школьников. Это анализ, следующий за каждым значительным для школы делом. Причем, этот анализ осуществляется как на уровне педагогического коллектива, так и на уровне ученического актива и общего собрания школы.
Необходимо сказать еще об одном, не менее важном, аспекте самоуправленческой деятельности: о правах и обязанностях детей — школьников и членов общественных организаций, поскольку этот вопрос, как показывает проведенное в школе анкетирование, наиболее сложен, а порой и непонятен не только для ребят, но и для самих педагогов.
С развитием самоуправления содержание прав, бесспорно, расширяется и углубляется. Однако в понимании своих прав и их реализации школьники в основном затрагивают взаимоотношения с одноклассниками, с младшими товарищами и не выходят на уровень взаимоотношений с педагогическим коллективом, администрацией.
В своей самоуправленческой деятельности учащиеся не должны забывать, что права непосредственно взаимосвязаны с обязанностями. Нельзя рассматривать права без определенных обязанностей.
В чем же видят школьники свои обязанности? В следующем:
• выбрать для себя дело в соответствии с интересом;
• подойти ответственно к нему и творчески его выполнить;
• привлекать к выполнению дела других ребят;
• вести активную работу в школе и за ее пределами по выбранному направлению деятельности;
• активно участвовать в деятельности школы и класса;
• организовывать эту деятельность;
• готовить и проводить заседания клубов, советов, олимпиад, праздников и т.п.;
• участвовать в научной и творческой работе лицейских классов;
• поддерживать порядок в школе, участвуя в составе трудовых бригад, в ремонтно – восстановительных работах как в течение учебного года, так и в летний период;
• совершенствовать свои навыки в обеспечении безопасности жизнедеятельности, работая в спецподразделении ГО и ЧС и т.д.
Приведенные ответы свидетельствуют о широком спектре интересов и обязанностей ребят, о сфере применения их активности, касающейся, в первую очередь, организации школьной жизни.